Bob Marley and The Wailers

В рамках наступления весеннего настроения (и вопреки зимнему безобразию за окном) решил ознакомиться с творчеством самого умиротворенного музыканта Боба Марли (Bob Marley). Сказано - сделано, и не важно, что сказано было в феврале, а сделано только сейчас, ведь главное в прослушивании дискографий - это не спешить.


Ранний этап творчества Боба Марли в составе группы "The Wailers" (основной костяк которой, помимо Марли, составляли Питер Тош (Peter Tosh)и Банни Вэйлер (Bunny Wailer)) я пропустил, тем более большинство песен, достойных внимания, выходило на более поздних пластинках.
Итак, начало 70-х, Марли уже успел покинуть "The Wailers", съездить в след за женой в Америку и вернуться обратно. По дороге он много где поработал и много где побывал, в частности в Бронксе он встретился с Джимми Норманом, который сочинял песни для американского исполнителя Джонни Нэша (Johnny Nash). Парочку своих песен удалось протолкнуть и Марли, да таких, что его "Stir It Up" в исполнении Джонни стала хитом.

В след за этим последовали гастроли воссоединенных "The Wailers", сопровождавших Джонни Нэша, и выпуск альбома "Catch a Fire" (1973), включавшего авторскую версию "Stir It Up". Альбом представлял собой достаточно прилизанный регги с элементами соула и ритм-энд-блюза, что не удивительно, так на его английской версии партии Тоша и Вэйлера были перезаписаны сессионными музыкантами и потеряли свою самобытность. Несмотря на это, "Catch a Fire" был хорошо принят критикой, хотя особо широкой популярности Марли не принес.





Тем не менее, альбом вызвал такой резонанс в музыкальных кругах, что даже лейбл, на котором раньше записывались "The Wailers", выпустил сборник их старых хитов "African Herbsman".


В ответ на это подсуетился нынешний лэйбл и собрал в студии "The Wailers" чтобы записать альбом "Burnin'". Правда, собрать их удалось, пообещав Тошу и Вейлеру заняться записью их сольников, этого не произошло и они покинули "The Wailers" навсегда после выхода альбома.


Однако, благодаря этому обещанию Тош и Вейлер очень старались выделиться, выдавая прекрасные соло на гитаре и электрооргане. Альбом имел международный успех, в основном, потому что Эрик Клэптон (Eric Clapton) записал свою версию песни с этого альбома "I shot the sheriff", превратив ее в хит. Мне версия Клэптона нравится больше, потому что он превратил ее в кантри-блюз с налетом романтики Дикого Запада, когда же ее исполняли "The Wailers" то, глядя на облик этих представителей ямайского андеграунда, особенно Питера Тоша, зрители ни секунды не сомневались, что они точно застрелили шерифа, причем непосредственно перед выходом на сцену.





После выхода "Burnin'", так и недождавшись записи их сольных проектов, Питер Тош и Банни Вэйлер покидают группу. С этого момента все остальные альбомы, выходящие под вывеской "Bob Marley & The Wailers" являются по сути сольниками Боба Марли.

Уже со следующих альбомов становится понятно разница в подходе: для Марли главное - это текстовый месседж, а все инструменты гармонично создают мелодичный фон для него, а для Тоша - важна так же музыкальная составляющая, с замысловатыми партиями и соло, на фоне которой можно бороться хоть за освобождение Африки от апартеида, хоть за легализацию марихуаны (сольники Банни я еще не слушал, но, думаю, там его электро-органу отведено не мало места).

Вот вам для сравнения исполнения одной и той же песни Бобом Марли и Питером Тошем (причем написали они ее совместно).





В 1974м, году Марли выпускает альбом "Natty dread" с моментально выстрелившим международным хитом "No woman, no cry".





А уже следующий альбом "Rastaman Vibration" (1976) не только подарил миру очередной хит "War", но и попал в горячую сотню журнала "Биллборд" ( Billboard).




В декабре 1976 за два дня до концерта "Smile Jamaica" неизвестный стрелял в Марли и его близких, забравшись к нему в дом. Все остались в живых, но им потребовалось некоторое время на восстановление, которое Боб потратил на запись альбомов "Exodus" (1977) и "Kaya" (1978).




По мнению многих критиков, "Exodus" является лучшим альбомом Боба Марли, а в 1999 году журнал "Тайм" (Time) признал его лучшим альбомом 20го века.




В альбом "Kaya" были включены песни, не поместившиеся на "Exodus", плюс перезаписаны старые хиты, ранее выходившие только на синглах и сборниках. Альбом получился настолько ямайским, что многим критикам не понравилась слишком травокурная атмосфера. Отчасти в ответ на эти заявления, следующий альбом "Survival" (1979) получил максимально политическую окраску, многие песни посвящены борьбе народов Африки за независимость.




"Survival" был задуман, как начало трилогии, в которую должны были войти еще два альбома "Uprising" и "Confrontation".


Однако записан был только "Uprising" (1980), а альбом "Confrontation" (1983) представлял собой сборник ранее не выходивших песен, выпущенный через два года после смерти Боба Марли от рака.



С тех пор Боб Марли живет в записях его музыки и регулярно воскресает, как только мы нажимаем кнопку "play".

-----------------------------------------------------------------------------------




Я в Интернете:
Facebook
Twitter
Blog
Livejournal
Tumblr

blog comments powered by Disqus